Слова-паразиты в PR-текстах или что портит наши пресс-релизы с точки зрения журналиста

  • 22 марта 2011
  • Блог
Читать только узкоспециализированные книжки по PR и маркетингу для пиарщика, на мой взгляд — только ограничивать себя. Там, конечно, насоветуют много разного (и хорошего, и полезного): как писать стильные, оригинальные пресс-релизы, организовывать пресс-конференции с несомненным wow-эффектом и прочее, и прочее...  Но хочется ведь  иногда услышать и трезвый взгляд с той стороны баррикад, голос этого строптивого журналиста, который  упорно не пускает твоего замечательнейшего  клиента на страницы своего издания. Не пускает, наверное, потому что ему все же виднее, что интересно читателю, а что нет. Поэтому, мне кажется, нам стоит прислушиваться к мнению своих
пишущих онлайн и офлайн коллег.

Именно по этой причине я недавно (и с удовольствием) открыла для себя книгу Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика» — практическое пособие по журналистике 2.0. Перескочив 50 страниц, с интересом изучила главу «Пиарщику». Не буду целиком пересказывать ее содержание (книгу легко можно найти в сети, если вам интересно), сконцентрируюсь на том, что особо зацепило.

Итак. Не секрет, что есть слова, которые журналисты ненавидят и порой нещадно удаляют из пресс-релизов — потрясающий, новаторский, идеальный, лидер, лучший, способствует и т.д. Иногда за них стоит побороться, поскольку они действительно значимы для текста — по-другому не скажешь. Но зачастую эти модные слова — только красивая мишура, и никакой смысловой нагрузки они не несут. Их с легкостью можно заменить несколькими конкретными словосочетаниями или фразами, которые наиболее точно будут  характеризовать товар или услугу. Вы скажете: «Я так не пишу». Хорошо, вы, может, и не пишете, а вот коллеги...

Небольшая статистика, собранная мной на сайте rb.ru в разделе «Новости компаний» за январь-февраль этого года: абсолютной любовью пиарщиков до сих пор пользуются  следующие слова из «черного списка»: «способствует», «лучший», «лидирующий» (более 50 употреблений). Конечно, никому же не хочется быть худшим или плестись в конце ТОП-100.

Не менее популярны слова и словосочетания «самый современный», «стильный», «идеальный» -30, 40 и 24 упоминания соответственно. Ведь стильными в нашей стране хочется быть не только автомобилям, упаковке и светильникам, но и печам для сауны и пароваркам.

Признаюсь честно: fashion-тематика такова, что некоторые слова-паразиты, нет, да и проскальзывают в пресс-релизы, и в выборке статей с rb.ru есть и мои «стильные» тексты. Теперь буду стараться использовать их умеренно, а по возможности, и вовсе исключить из своего PR-лексикона.

А какие слова в пресс-релизах вы считаете паразитами?


Дарья Одинцова,
Ассистент PR-менеджера, FMCG-направление