Как понять, что новость — фейк?

  • 12 декабря 2016
  • Блог
Каждый день на нас обрушивается тысяча новостей, и, если не знать, как они формируются, как генерируются информационные поводы, то часто можно искренне поверить в отлично придуманный ход коллегами-пиарщиками. Недавно фейковые новости стали одной из главных тем после выборов Президента США, например, тысячи людей поверили и репостнули на свои страницы в социальных сетях информацию о том, что перед выборами Трампа благословил Папа Римский. Поэтому мне часто приходится просвещать своих друзей и близких, которые безоговорочно верят всему, о чем говорят по телевизору или пишут в газетах. И если бы не моя профессия, возможно, я бы тоже часто попадалась на подобные «удочки», будучи по натуре человеком наивным. Но как же определить, что новость фейк и не стоит способствовать ее дальнейшему распространению по сети, делая репост?

Вот несколько советов:

1.    Доверяйте только проверенным источникам информации.
Читая новости в Интернете, пользуйтесь надежными порталами, интернет-версиями известных и уважаемых СМИ, журналисты которых по долгу службы обязаны проверять публикуемую информацию.  

2.    Обращайтесь к первоисточнику
Следует всегда идти к первоисточнику, анализируя ту или иную новость. Если новость или статья стали популярными после публикации в желтой прессе, то доверие к ней сразу встает под сомнение.

3.    Анализируйте
Всю прочитанную информацию надо анализировать, сравнивать одну и ту же опубликованную новость на разных сайтах, сопоставлять данные и уже тогда делать выводы. Нередко интересующая вас информация может быть подана не в том ключе, автор мог что-то перепутать и ненамеренно исказить данные.

4.    Информация из социальных сетей
Если информация попала в СМИ из социальных сетей, то ее стоит проверять еще более тщательно. Любой желающий может написать все, что угодно на своей странице, и, если пост прочитает нужный человек, журналист, заинтересовавшийся «горячим» фактом, то она может разойтись по Интернету, не только за счет репостов. Конечно, это не касается того контента, который публикуют на официальных страницах компаний в социальных сетях.

5.    Громкие заголовки
Будь внимательны, читая новости с громким заголовком о том, что нас ждет конец света, 99% опрошенных поддержали какую-то инициативу, а ученые изобрели лекарство от неизлечимой болезни. Часто подобные названия новостей сразу свидетельствуют о фейке и появляются в тот момент, когда тема достаточно актуальна, например, во время выборов президента страны или эпидемии гриппа

Конечно, все выше перечисленное не поможет на 100% защититься от фейкового контента, но, по крайней мере, подскажет, что надо делать, если есть сомнения в достоверности информации, подтолкнет к анализу и критическому мышлению. Как говорится, доверяй, но проверяй!