Аватар клиента: как и зачем его использовать?

  • 20 июня 2019
  • Блог
Давайте поговорим сегодня о понятии «аватар клиента». Оно набирает популярность в российском маркетинге последние несколько лет. Несмотря на распространенное мнение о зарубежном происхождении термина, аватар потребителя — выдумка отечественных маркетологов. У него, тем не менее, есть английский аналог — Persona, который неоднократно встречается в книгах по Design thinking.


Так что же такое аватар клиента?

Это описание идеального, но конкретного потенциального клиента компании. По сравнению с целевой аудиторией, аватар потребителя более детальный и реалистичный. Если ЦА у бренда «женщины 35-40 лет, замужем, есть дети и так далее», то аватар будет —«Наталья, 36 лет, замужем за Алексеем, 37 лет, двое детей, девочки, посещают музыкальную школу…» и так далее.



Вот некоторые характеристики, которые может содержать аватар:



1. Имя. Аватар нужно делать как можно более реалистичным, поэтому не лишним будет наделить его именем, чтобы легче было обращаться к нему, работая над маркетинговой стратегией.

2. Фото. По той же причине добавляется фото, отличный способ визуализировать концепцию и почувствовать связь с клиентом.

3. Пол. Гендерные стереотипы продолжают разрушаться в современном мире, но то, к какому полу относится клиент, все еще сильно влияет на его отношения с деньгами и решения о покупках.

4. Возраст. Ни дня не проходит без статьи или исследования о том, как работают, отдыхают и покупают поколения X, Y и Z.

5. Семейное положение. Известно, что одиночки и женатые тратят деньги по-разному. Согласно статистике, для экономики страны выгоднее первые — они тратят больше денег и не экономят на «черный день».

6. Наличие детей. Информация о том, сколько детей, чем они занимаются, может многое подсказать маркетологу в плане мотивации потребителя.

7. Место проживания. Понятно, что житель Москвы будет вести себя по-другому с покупками, чем тот, кто живет в провинции, независимо от уровня их доходов. Не лишним будет указать район, улицу, особенно в случае со столицей.

8. Род занятий. Существует множество нюансов поведения, в том числе финансового, которые диктуются нашей принадлежностью к той или иной профессиональной группе.

9. Кто в семье принимает решения. Если это не рассматриваемый нами человек, а его супруг\супруга, то стоит подумать о том, как достучаться до них через посредника.

10.    Самая большая мечта и самая большая неудовлетворенность. Подумайте, о чем мечтает ваш клиент, о каких упущенных возможностях жалеет, и может оказаться так, что вы в состоянии дать ему, то, что он хочет, хотя бы на каком-то уровне.

11.    Ценности. Что потребитель ценит в людях, что считает неприемлемым в поведении или обществе.

Это далеко не полный список вопросов, которые можно задать, составляя аватар клиента. Есть еще главные страхи, образование, социальный статус, источники раздражения и многое другое. Можно до бесконечности расширять этот список, главное требование — он должен, в первую очередь, раскрывать мотивацию пользователя. Аватар нужен для понимания, что клиент ждет от продукта, а не что с ним делает.



Зачем это делается?



• Детальная проработка нескольких аватаров позволит вам предложить клиенту лучшее предложение из возможных.

• Аналитическая работа над составлением портрета подскажет новые маркетинговые решения, которые раньше не приходили в голову.

• Все работающие над проектом специалисты смогут познакомиться «лично» со своей целевой аудиторией, а значит быть более вовлеченными в работу.

• Благодаря аватару, можно выявить лучшие каналы для продвижения, рекламы данного продукта или услуги.

• И наконец, вы выясните какие психологические страхи, желания движут вашими клиентами, а значит сможете вовлекать их более эффективно и мотивировать на требуемые действия.


Создание аватара может занять время, но при условии полной отдачи и стараний, можно получить отличный инструмент, который приблизит к клиенту и его желаниям.